среда, 28 декабря 2016 г.
понедельник, 12 декабря 2016 г.
Роль государства в современной экономике
Экономическая политика государства — процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.
Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике:
1) обеспечение экономического роста;
2) создание условий экономической свободы;
3) обеспечение экономической безопасности;
4) обеспечение полной занятости;
5) достижение экономической эффективности.
Экономические функции государства:
1) стабилизация экономики;
2) защита прав собственности;
3) регулирование денежного обращения;
4) перераспределение доходов;
5) регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;
6) контроль над внешнеэкономической деятельностью;
7) производство общественных благ;
8) компенсация внешних эффектов;
9) поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.
Экономические задачи, наилучшим образом решаемые государством:
1) Защита основ рыночной экономики. Государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий.
2) Производство общественных благ. Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах (например, оборона, бесплатное образование, медицина, посещение библиотек, парков и др.).
3) Учёт внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты — связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (не участвующих в производстве) в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара. Задачка государства — исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование (для положительных внешних эффектов) и налогообложение (для отрицательных эффектов), разработка стандартов безопасности и др.
4) Разработка и финансирование программ помощи нуждающимся.
Регулирование государством рынка.
Прямое | Косвенное |
Предполагает использование преимущественно административных методов:
|
Предполагает использование преимущественно экономических методов:
Принадлежит приоритет в рыночной экономике.
|
Суть косвенных методов:
1. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса.
Основной институт, реализующий эту политику, — Центральный банк.
Основные инструменты:
1) Операции на открытом рынке — наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он связан с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) Центральным банком за наличные деньги.
Центральный банк продаёт ценные бумаги → он получает взамен денежные средства → сокращение количества денег в обращении, возрастание процента → деньги становятся «дорогими».
Центральный банк покупает ценные бумаги → падение нормы процента → «удешевление» денег. Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы.
2) Политика учётной ставки (ставки рефинансирования) — позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём изменения учётной ставки процента.
Учётная ставка процента — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам.
Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Центрального банка под определённый процент, т. е. учётную ставку (например, 10%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (например, 20%). Центральный банк повысит учётную ставку процента → коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Центральный банк снизит учётную ставку → коммерческие банки снизят ставку процента своим клиентам. Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.
3) Изменение нормы обязательных резервов — в соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая Центральным банком, является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования.
2. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это система мероприятий, направленная на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов.
Основной институт, реализующий эту политику, — Правительство РФ в лице Министерства финансов и налоговой службы.
Основные инструменты:
1) государственные расходы;
2) налоги.
Налоги
Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства.
По способу платежа налоги делятся на:
Прямые
|
Косвенные
|
Обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц:
1) подоходный налог с населения (в России с 1 января 2001 г. он составляет 13%);
2) налог на прибыль с фирм;
3) на имущество;
4) на недвижимость;
5) на дарение;
6) на наследство;
7) на финансовые операции.
|
Устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг:
1) акцизные (от лат. accidere — обрезать) сборы;
2) налог с продаж;
3) налог на добавленную стоимость (НДС);
4) таможенные пошлины;
5) налог на экспорт.
|
Основные системы налогообложения
Пропорциональная
|
Регрессивная
|
Прогрессивная
|
Сумма налога пропорциональна доходам работников.
|
Налог тем выше, чем ниже доход работника.
|
Налог тем выше, чем выше доход работника.
|
Основные принципы налогообложения
1) Всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы.
2) Легитимность — размер налогов и порядок их взимания законодательно утверждены государством.
3) Справедливость — равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.
4) Определённость и точность налогов — размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам.
5) Удобство взимания налогов для налогоплательщиков — каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.
6) Экономичность (эффективность) — необходимость соблюдения условий, при которых, во-первых, разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим, а во-вторых, тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.
7) Обязательность — неизбежность осуществления платежа.
8) Стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.
Функции налогов
1) Фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т. д.
2) Распределительная — перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе.
3) Стимулирующая (антиинфляционная) — стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения.
4) Социально-воспитательная — сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов.
5) Конкретно-учётная — осуществление учёта доходов граждан, предприятий и организаций.
Налоги в РФ
Совокупность налогов в Российской федерации
Федеральные
|
Региональные
|
Местные
|
устанавливаются Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ, поступают в федеральный (государственный) бюджет.
|
устанавливаются Налоговым кодексом РФ, законодательными актами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории субъектов РФ, поступают в региональные бюджеты (субъектов РФ).
|
устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, поступают в местный бюджет.
|
1) Налог на добавленную стоимость (НДС).
2) Акцизы.
3) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или подоходный налог.
4) Налог на прибыль организаций.
5) Таможенные пошлины.
6) Налог на добычу полезных ископаемых.
7) Единый социальный налог.
8) Налог на покупку валюты и др.
9) Государственные пошлины.
|
1) Налог на имущество предприятий.
2) Транспортный налог.
3) Платежи за пользование природными ресурсами.
4) Лесной налог.
5) Плата за воду и др.
|
1) Земельный налог:
2) Курортный налог.
3) Налог на рекламу.
4) Налог на имущество физических лиц.
5) Налог на содержание жилого фонда и др.
|
Основные виды налогов, уплачиваемых предприятиями в РФ
Наименование налога
|
Его сущность
|
Налог на добавленную стоимость (НДС)
|
Является косвенным налогом. Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
|
Налог на прибыль предприятий и организаций
|
Является прямым налогом, т. е. его сумма целиком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализованной продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
|
Налог на имущество предприятий
|
Является региональным налогом. Сумма налога определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия.
|
Налоги в дорожные фонды
|
Являются источником образования и пополнения дорожных фондов.
|
Понятие о ВВП и ВНП
ВНП и ВПП
Валовой национальный продукт — это рыночная стоимость всего объёма товаров и услуг, созданных производителями данной страны за один год как внутри своей страны, так и на территории других стран.
Валовой внутренний продукт — это стоимость всех созданных за год в стране товаров и услуг конечного потребления, оценённая в рыночных ценах.
В состав ВВП:
Включаются | Не включаются |
|
|
В ВВП включаются только конечные товары, предназначенные непосредственно для потребления, т. е. исключаются все промежуточные товары, используемые для производства конечных товаров. Поэтому, например, в ВВП не включается стоимость зерна, муки, дрожжей, которые необходимы для получения конечных товаров хлебопекарного производства. Иначе стоимость промежуточных товаров учитывалась бы дважды, т. к. она входит в стоимость конечного продукта.
Экономический рост не означает, что реальный валовой внутренний продукт должен обязательно увеличиваться каждый год, допустимы циклические падения, но в целом направление движения экономики должно идти вверх. Для получения реального результата рост ВВП должен измеряться вне зависимости от возможного роста цен, потому что при высокой инфляции цены могут значительно вырасти, а производство, наоборот, уменьшиться. Поэтому, чтобы знать, насколько выросло реальное производство товаров и услуг, рост может быть подсчитан в так называемых постоянных ценах.
Экономический рост → экономический и социальный прогресс. Он означает рост прибавочного продукта в стране → рост прибыли — источника дальнейшего расширения и обновления производства и увеличения благосостояния населения.
Рынок труда и безработица
Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы.
Через рынок труда происходит продажа рабочей силы на определённый срок. Рынок труда характеризуется такими показателями, как численность экономически активного населения, численность людей, занятых в экономике, уровень безработицы. Особенностью рынка труда является то, что он имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом».
Экономически активное население — это население страны, включающее в себя женщин в возрасте от 18 до 55 лет и мужчин в возрасте от 18 до 60 лет.
Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и приносящая им трудовой доход.
Уровень занятости определяется процентным отношением количества работающих людей к общей численности экономически активного населения в рассматриваемый период. К тем, кто не включается в состав рабочей силы, относятся незанятые в общественном производстве и не стремящиеся получить работу.
Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть населения не может найти работу.
Уровень безработицы определяется процентным отношением количества безработных к общей численности экономически активного населения в рассматриваемый период. В зависимости от причин возникновения выделяют следующие виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная.
Виды, признаки и причины возникновения безработицы
Вид | Признак и причина возникновения |
Фрикционная | Связана с поиском и ожиданием работы. Имеет в основном добровольный и кратковременный характер. Работу могут искать молодые специалисты, уволившиеся по собственному желанию.Основная причина возникновения — несовершенство информации, т. е. отсутствие сведений о наличии свободных рабочих мест. |
Структурная | Связана с внедрением новых технологий, автоматизацией производства, изменением рынка товаров и услуг. Имеет в основном вынужденный и довольно долговременный характер.Основная причина возникновения — пересмотр предприятиями структуры ресурсов труда, т. е. либо увольнение некоторого количества людей, работающих на данном предприятии, либо переподготовка персонала. |
Циклическая | Связана с наступлением фазы общего экономического спада в экономическом цикле. Имеет вынужденный характер. В фазах оживления и подъёма появляются новые рабочие места и безработица уменьшается. |
Сезонная | Связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды года, т. е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт и, следовательно, уровень безработицы уменьшается, в другие — падает и, следовательно, уровень безработицы увеличивается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства, относятся сельское хозяйство и строительство. |
Безработица может проявляться в следующих формах:
Открытая — означает увольнение работника, полную потерю работы и доходов.
Скрытая — означает, что работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, т. к. не может найти другую работу с полной занятостью.
Текучая — связана с периодическим колебанием рабочей силы, имеющейся на рынке труда.
Застойная — это длительная безработица, которая чередуется с краткими периодами временной работы.
Последствия безработицы
Позитивные | Негативные |
1) Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства.
2) Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы → снижение предполагаемого уровня инфляции.
3) Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.
|
1) Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный валовой национальный продукт (ВНП)существенно меньше потенциального.
2) Снижение уровня жизни населения:
3) Потеря профессиональных знаний и навыков, сложности трудоустройства.
4) Моральная травма → алкоголизм, наркомания, самоубийства, рост преступности.
|
Основные направления решения государством проблемы безработицы
Государство стремится поддерживать высокий уровень занятости. Для этого используются различные формы регулирования. Важнейшие среди них:
1) проведение структурной перестройки профессий на уровне квалификации и организация государственных учреждений по переподготовке кадров;
2) создание служб занятости;
3) создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе;
4) выплата пособий по безработице;
5) установление уровня минимальной заработной платы.
Деньги и денежная политика
Деньги — это всеобщий товарный эквивалент, который выражает стоимость всех товаров и служит посредником при их обмене друг на друга.
Разновидности денег:
Деньги прошли в своем развитии два главных периода: период полноценных денег и период неполноценных денег.
История денег началась с периода полноценных денег. Полноценными называют такие деньги, у которых собственная стоимость, т. е. фактические затраты на изготовление монеты, примерно соответствует номинальной, т. е. той, которая на этой монете обозначена. Основные виды полноценных денег — зерно, меха, скот.
Основные виды неполноценных денег:
- Бумажные деньги — это денежные знаки, которые не имеют стоимости и заменяют полноценные золотые деньги в функции средства обращения (банкноты — это банковские билеты, которые выпускаются в обращение центральными банками);
- Биллонные монеты (биллоны) — металлические монеты, изготовленные из недрагоценных металлов.
- Кредитные деньги — это долговые обязательства, появление которых связано с развитием кредитных отношений.
Чек — это денежный документ строго установленной формы, который содержит приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате определенному лицу указанной в чеке суммы.
Чековая книжка — это определенное количество сброшюрованных бланков чеков, выдаваемых банком владельцу текущего банковского счета. Используя чеки, клиент банка может снимать необходимую сумму со счета и получать ее наличными или расплачиваться с третьими лицами непосредственно чеками.
Кредитная карточка — это именной денежный документ, выпущенный банком или торговой фирмой, удостоверяющий личность владельца счета в банке и дающий ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными.
Вексель — это письменное долговое обязательство установленной формы, которое заемщик выдает кредитору, предоставляя ему право требовать у заемщика уплаты к определённому сроку денежной суммы, указанной в векселе.
Функции денег:
- Мера стоимости — состоит в способности денег соизмерять стоимость всех товаров. Стоимость товара, выраженная в стоимости золота, называется ценой.
- Средство обращения (обмена) — деньги могут обмениваться на любой другой товар, облегчая связь между производителями товара. Деньги играют роль посредника в обмене товаров и услуг.
- Средство накопления (сбережения) — изъятые из обращения полноценные реальные деньги превращаются в различные ценности — сокровища: золото, ценные бумаги, недвижимость, валюту и т. д. или сберегаются для будущих покупок товаров и услуг.
- Средство платежа — деньги принимаются для выплат без прямого обмена на товары: уплата налогов, внесение арендной платы и т. д.
- Мировые деньги — деньги используются для расчетов на мировом рынке. Совсем недавно эту функцию выполняло только золото, но постепенно выделились устойчивые национальные валюты, к которым перешла данная функция.
Все функции денег органически связаны между собой. Сущность денег проявляется не в какой-либо одной функции, а во всех одновременно.
Деньги в качестве средства обращения выступают в форме монет и бумажных денег.
Монета — это слиток металла особой формы и пробы. Бумажные деньги не имеют собственной стоимости, поэтому не выполняют функцию меры стоимости, а являются только знаком золота.
Функцию средства накопления выполняют золотые слитки и монеты, предметы роскоши из золота и серебра.
Деньги как средство платежа приобретают новую форму существования — кредитные деньги. К ним относятся векселя, банкноты, чеки. Функцию мировых денег выполняет золото, которое принимается по массе.
Золотой стандарт — это денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента играет золото, а в обращении используются золотые монеты или денежные знаки, которые можно обменять на золото.
Свойства золота как денег:
- количественная делимость — могут делиться на части;
- портативность — в небольшом количестве золота воплощайся большое количество труда;
- стабильность — примерно одинаковая стоимость в разное время;
- узнаваемость и защищённость — легко узнаются и трудны для подделки;,
- качественная однородность — одинаковое количество денег имеет одинаковую стоимость;
- сохранность — длительное использование.
Основные формы денежных средств:
- Наличные деньги — бумажные деньги и мелкие разменные монеты;
- Безналичные денежные средства — все средства, которые находятся на банковских счетах (чековые и срочные вклады в банках, облигации и пр.).
Инфляция
Инфляция (от лат. inflatio — «вздутие») — это устойчивый процесс снижения покупательной способности денег, их обесценивание.
Дефляция — это устойчивая тенденция к снижению среднего уровня цен, которая проявляется в основном в периоды спада экономики.
Во время инфляции бумажные деньги данного государства обесцениваются:
- по отношению к золоту (при золотом стандарте);
- по отношению к товарам и услугам;
- по отношению к денежным знакам других государств.
Основные источники инфляции:
- Повышение номинальной заработной платы.
- Увеличение цен на сырьё и энергию.
- Увеличение налогов.
Виды инфляции
В зависимости от среднегодового роста цен возможны следующие виды инфляции:
- естественная инфляция. Рост цен — менее 10% в год. Не требует специальных мер для предотвращения;
- умеренная (ползучая) инфляция. Цены растут постепенно от 10 до 20% в год. Требует корректировки денежной политики;
- галопирующая инфляция. Рост цен — более 20% в год. Требует кардинального пересмотра денежной политики;
- гиперинфляция. Рост цен — более 200% в год. Требует немедленного решения как экономических, так и политических проблем.
В зависимости от инфляционного процесса различают открытую и скрытую инфляцию.
Открытая инфляция проявляется в устойчивом повышении среднего уровня цен.
Скрытая инфляция проявляется в возникновении товарного дефицита или искусственного ограничения потребления и измеряется неформальными показателями (например, уровень товарных запасов, время стояния покупателей в очередях).
В зависимости от рыночных факторов различают инфляцию спроса и инфляцию со стороны предложения.
Причины инфляции спроса:
- рост денежной массы;
- отток денег из сектора имущества;
- изменение структуры совокупного спроса;
- изменение поведения экономических субъектов.
Причины инфляции со стороны предложения:
- рост заработной платы;
- резкие нарушения в предложении, не связанные с изменениями в совокупном спросе.
Экономическая политика, направленная против инфляции
Адаптационные меры
(приспособление к инфляции)
|
Ликвидационные
(антиинфляционные) меры
|
---|---|
Индексация доходов, контроль уровня цен, повышение учетной ставки (ставки рефинансирования). | Ограничение денежной массы, повышение нормы обязательного резервирования в банках, сокращение государственных расходов и социальных программ, увеличение налоговых поступлений в бюджет. |
Предпринимательская деятельность и ее формы
Предпринимательство — это определённый способ хозяйствования, утвердившийся в экономике развитых стран в результате многовековой эволюции.
Черты предпринимательской деятельности, или принципы предпринимательства:
— предприниматель всегда выступает как независимый, самостоятельно хозяйствующий субъект;
— предприниматель несёт материальную ответственность за своё дело;
— предпринимательской деятельности присущ риск, т. е. вероятность возникновения убытков, недополучения предпринимателем дохода или даже его разорение;
— целью предпринимательской деятельности всегда является получение прибыли.
Различают предпринимательство индивидуальное и коллективное.
Индивидуальное предпринимательство — это любая созидательная деятельность одного человека и его семьи.
Коллективное предпринимательство — это любая созидательная деятельность коллектива людей.
Виды предпринимательства:
1) Производственное предпринимательство — осуществляет производство любой направленности: материальное, интеллектуальное, творческое.
2) Коммерческое предпринимательство — состоит в продаже предпринимателем готовых товаров, приобретённых им у других людей.
3) Финансовое предпринимательство представляет собой особый вид предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги, иностранная валюта, ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые в кредит.
4) Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель-страховщик за определённую плату гарантирует страхователю компенсацию ущерба имуществу, причинения вреда здоровью и даже потери жизни в результате непредвиденного (страхового) случая.
5) Посредническое предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель способствует нахождению продавцом покупателя, и наоборот, и заключению между ними сделки купли-продажи.
Функции предпринимательства:
— ресурсная — для любой хозяйственной деятельности необходимо объединение экономических ресурсов: естественных, инвестиционных, трудовых;
— организационная — предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение факторов производства, которое будет способствовать достижению поставленной цели — получению высокой прибыли;
— творческая — связана с новаторством в предпринимательской деятельности;
— венчурная — связана с внедрением в производство новых образцов техники и новейших технологий.
По признаку объектов различают следующие формы предпринимательства: малый, средний и крупный бизнес.
Формы предпринимательства:
Основа классификации
|
Наименование формы
|
Её сущность
|
Признак объектов предпринимательства
|
Малый бизнес(до 50 человек)
|
Франчайзинг (от франц.franchise — льготный) — система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право использования марки крупной фирмы и организацию деятельности на определённой территории и в определённой форме.
Венчурная фирма (от англ.venture — рисковать) — коммерческая организация, которая делает бизнес на инновациях, занимается разработкой научных исследований для их дальнейшего завершения.
|
Средний бизнес(до 500 человек)
|
Конкурирует с мелким и крупным бизнесом, довольно непрочен, стабильными являются только фирмы-монополисты, выпускающие продукцию, на которую имеется постоянный спрос.
| |
Крупный бизнес(несколько тысяч человек)
|
более прочен, чем мелкий и средний, монопольное положение на рынке предоставляет возможность производить дешёвую и массовую продукцию.
| |
Тип фирм
|
Индивидуальное, или частное предпринимательство
|
Бизнес, владельцем которого является один человек. Он несёт неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.
|
Товарищество,или партнёрство
|
Бизнес, которым владеют два и более человека. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела.
| |
Кооператив
|
Похож на партнёрство, но имеет большее число пайщиков.
| |
Корпорация
|
Совокупность лиц, объединённых для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация — акционерным обществом (АО).
|
Информация к размышлению: извлечения из Гражданского кодекса РФ, касающиеся правового статуса предприятий различных видов:
Статья 87.1. Обществом с ограниченной ответственностью признаётся учреждённое одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определённых учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. <…>
Статья 90.1. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников…
Статья 91.1. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. В обществе с ограниченной ответственностью создает исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников…
Статья 92.1. Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников. 2. Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив. <…>
Статья 94. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества. <…>
Статья 96. 1. Акционерным обществом признаётся общество, уставный капитал которого разделен на определённое число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. <…>
Статья 102.1. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов. 2. Акционерное общество вправе выпускать облигации только после полной оплаты уставного капитала…
Статья 103.1. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. 2. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создаётся совет директоров (наблюдательный совет).
Статья 104.1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. 2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом. <…>
Статья 107.1. Производственным кооперативом (артелью) признаётся добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности…, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов… 2. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность…
Статья 108.1. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. 3. Число членов кооператив не должно быть менее пяти.
Статья 109.1. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. 3. Кооператив вправе выпускать акции. 4. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива.
Статья 110.1. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель.
Статья 112.1. Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов. 2. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.
Источники финансирования бизнеса – это функционирующие и ожидаемые каналы получения финансовых средств, а также список экономических субъектов, которые могут предоставить эти финансовые средства.
Основа стратегии финансирования бизнеса заключается в разработке схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей бизнеса и влияющих на него факторов.
Источники финансирования бизнеса
| |
Внутренние
|
Внешние
|
1) Накопленная прибыль.
2) Амортизация.
3) Доходы от собственности.
4) Дополнительные вложения.
|
1) Банковский кредит.
2) Инвестиции.
3) Продажа акций и облигаций.
4) Бюджетные средства.
|
Инвестиции – долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода.
Инвестиции являются неотъемлемой составной частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)